Родителям будущих первоклассников

Мы- первоклассники!

   Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д. 

   В этот же период жизни, в 6–7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуются его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. 

   Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением "внутренней позиции школьника" (Л.И. Божович). 

   Наличие "внутренней позиции школьника" имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен. 

   Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает пережить значимость этого события. 

   В поддержании у первоклассника "внутренней позиции школьника" неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Новые правила

   Многочисленные "можно", "нельзя", "надо", "положено", "правильно", "неправильно" лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность. 

   Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь. 

   Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут. 

   Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью. 


Психофизиологическая зрелость 

   Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. 

   Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6–7 лет. 

   По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). О
днако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12–14 годам, а по некоторым данным – лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным. 

   Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. 

   Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр. 

   Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. 

   У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций. 

   Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия "в уме" даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий. 

   Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. 

   Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. 
   Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано. 

   Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому поводу: "Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки". 

   Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы. 

   Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. 

Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника. 

Памятка родителям первоклассников 

· Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. · Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 

· Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. 

· Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 

· Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 

· Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. 

· Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. 

· С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. 

· Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу: 

-Свое имя, отчество и фамилию, возраст (не только своё, но и данные ближних родственниках)

-Свой домашний адрес (полностью по улице и м\н, город, область). 

-Знать понятие звук (гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий)

-Знать и уметь рассказывать небольшие рассказы, сказки, стихи (Н-р: Барто, Михалков, Маршак, Благинина, Остер, Чуковский). 

-Владеть понятием: «слово», «звук», «буквы», «предложение»;

-Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал (давать характеристику этим фигурам). 

-Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх – низ, правый верхний угол, правый нижний угол, середина и т.д.). 

-Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке. 

- Составить последовательный рассказ по сюжетным картинкам. 

-Пересказывать по серии картин или по наводящим вопросам.

-Запомнить и назвать 6 - 10 предметов, картинок, слов (или показанных или названных на слух взрослым человеком). 

-Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков. 

 -Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы» (называть и различать на слух первый звук, последний, средний). 

-Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет, конструировать из бумаги простые сюжеты, различать цвета). 

-Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов. 

-Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10 (читать любое число от 1 до 10, сравнивать числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше», уменьшать и увеличивать число на 1);. 

-Выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством; Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д .; уметь находить в группе предметов лишний — например, из группы «Одежда» убрать цветок. 

-Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение, слушать и понимать речь других.

-Показывать и называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета; предмет, расположенный между данными предметами; размещать предметы в порядке возрастания, убывания;

-Сравнивать предметы по размерам, по длине, по массе, весу используя практические способы;

 -Определять, в каком из двух множеств больше или меньше предметов, или в множествах элементов поровну; 

-Распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных (домашних и диких животных - называть их)

-Транспорт наземный, водный, воздушный. 

-Перечислять в правильной последовательности времена года; называть основные признаки времен года;

-Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах;

-Уметь культурно общаться с другими детьми, слушать старших и выполнять их задания, договариваться об определённых правилах поведения.

-Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30-35 минут).

Игры и упражнения 
 на развитие мелкой моторики рук 

     Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.
    Рисование или раскрашивание картинок . Любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. 
     Изготовление поделок из бумаги. 
Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша. 
    Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
   Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.  Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
    Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка. Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
   Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
   Плетение косичек из ниток, венков из цветов. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами! 
       Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
    Игры в мяч, с кубиками, мозаикой

Ежедневно предлагайте детям такие занятия!

   Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными. 

   Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест "вырезание круга”, проведя его до начала тренировки и по её окончании. 

   Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: 

  • во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом, 
  • во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, 
  •  в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки "потянет” за собой развитие интеллекта.

ГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

Графический диктант 1. Рисуем по клеточкам узор
Графический диктант 2. Рисуем по клеточкам узор
Графический диктант 3. Рисуем по клеточкам узор 
Графический диктант 4. Рисование по клеточкам ракеты
Графический диктант 5. Рисование по клеточкам ключика
Графический диктант 6. Рисование по клеточкам слона 
Графический диктант 7. Рисунок дома по клеточкам 
Графический диктант 8. Рисунок машины по клеткам
Графический диктант 9. Рисование по клеточкам ключа 
Графический диктант 10. Рисование по клеткам зайца
Графический диктант 11. Рисование по клеточкам жирафа 
Графический диктант 12. Рисование по клеточкам летящей птицы
Графический диктант 13. Рисование по клеточкам змеи 
Графический диктант 14. Рисование по клеточкам осинового листочка
Графический диктант 15. Рисование по клеточкам уточки 
Графический диктант 16. Рисование по клеточкам бабочки 
Графический диктант 17. Рисование по клеточкам гуся 
Графический диктант 18. Рисование по клеточкам дома 
Графический диктант 19. Рисование по клеточкам собачки 
Графический диктант 20. Рисование по клеточкам цветка 
Графический диктант 21. Рисование по клеточкам волка 
Графический диктант 22. Рисование по клеточкам рыбки
Графический диктант 23. Рисование по клеточкам медведя 
Графический диктант 24. Рисование по клеточкам кораблика 
Графический диктант 25. Рисование по клеточкам сторожевого пса 
Графический диктант 26. Рисование по клеточкам журавля 
Графический диктант 27. Рисование по клеточкам елки 
Графический диктант 28. Рисование по клеточкам робота
Графический диктант 29. Рисование по клеточкам груши 
Графический диктант 30. Рисование по клеточкам утки 
Графический диктант 31. Рисование по клеточкам коня 
Графический диктант 32. Рисование по клеточкам курицы 
Графический диктант 33. Рисование по клеточкам оленя 
Графический диктант 34. Рисование по клеточкам зонта 
Графический диктант 35. Рисование по клеточкам белочки 
Графический диктант 36. Рисование по клеточкам кота 
Графический диктант 37. Рисунок цапли по клеткам 
Графический диктант 38. Рисунок кенгуру по клеткам 
Графический диктант 39. Рисунок страуса по клеткам 
Графический диктант 40. Рисунок слона по клеткам 
Графический диктант 41. Рисунок гиппопотама по клеткам 
Графический диктант 42. Рисунок крокодила по клеткам 
Графический диктант 43. Рисунок самовара по клеткам 
Графический диктант 44. Рисунок верблюда по клеткам 
Графический диктант 45. Рисунок рыбы по клеткам 
Графический диктант 46. Рисунок попугая по клеткам 
Графический диктант 47. Рисунок лебедя по клеткам 
Графический диктант 48. Рисунок бабочки по клеткам 
Графический диктант 49. Рисунок верблюда по клеткам 
Графический диктант 50. Рисунок коня по клеткам 
Графический диктант 51. Рисунок летящей утки по клеткам 
Графический диктант 52. Рисунок белки по клеткам

Основные ошибки родителей будущих первоклассников

 Итак, большинство родителей уже не задают себе вопрос, нужно или нет заниматься с ребёнком-дошкольником подготовкой к школе. Ответ очевиден: конечно же ДА! Хотя… В школе всё равно всех научат… Пусть ребёнок ещё погуляет. А если и начинать подготовку, то как именно? Чему учить в первую очередь? Вот основные сомнения и вопросы всех родителей. И в итоге – ошибки, «отдуваться» за которые приходится потом нашим детям. Каковы же основные ошибки родителей будущих первоклассников? Читайте, узнавайте себя и исправляйтесь.

   Не следует забывать, что обучение письму и чтению - прерогатива учителя начальных классов. Поэтому при поступлении ребёнка в школу обращается внимание не на грамотность, а на то, насколько успешно ваше чадо демонстрирует готовность к учению. Необходимо учитывать, что наша современная школьная программа предъявляет высочайшие требования к уровню знаний будущих учеников. Вот только родители воспринимают готовность их чада к школьному обучению по-разному. Одни считают, что ребёнок должен уметь читать, считать и писать. Для других - это большой запас разнообразных сведений и знаний. Третьи считают, что их ребёнок должен быть усидчивым, уметь сосредотачиваться на конкретном деле. Многими родителями принимается за готовность желание самого ребёнка идти в школу. Конечно же, каждый из них прав по-своему, но только отчасти.

   На самом деле готовность к школе – это некий «микс» физического и психологического развития ребёнка

   Большинство детей, по мнению специалистов, созревает к семи годам. В это время можно смело отдавать чадо в школу. Формально. Но всё дело в том, что у природы нет чётких ограничений по возрасту. И те навыки, что формируются у одних детей к семи годам, у других вырабатываются лишь к восьми. Вот почему родителям нужно самостоятельно оценивать своего ребёнка с разных сторон. А потом уж решать, отдавать ли его в первый класс сейчас или ещё немного подождать.

   В норме ребёнок готов к тому, чтобы идти в школу с шести лет. Но лишь при условии его абсолютного здоровья. Здоровье - это главное для успешного учения будущего школьника. Но, как это ни прискорбно, многие дети имеют отклонения - физические или психические. Почти 40 % первоклассников заболевают раз в два месяца, и болеют по 7-10 дней. А это непременно влечёт пропуски уроков и пробелы в знаниях. Таким детям трудно даются математика, письмо, чтение. Если ваш ребёнок часто болеет, не торопитесь с поступлением в школу, а непременно займитесь укреплением его здоровья.

Ошибка № 1. «С возрастом пройдёт».

   Ещё задолго до поступления Андрюши в школу его родители решили, что их сын непременно должен учиться в спецшколе с углублённым изучением иностранного языка. Несмотря на то, что Андрей из-за простуд часто пропускал занятия в детском садике, родители старались дома заниматься с ним счётом, чтением и решением логических задач. И очень успешно, мальчику многое давалось легко.

   Буквы он выучил и уже достаточно бегло и с уверенностью читал по слогам, был в состоянии пересказать прочитанное и слёту запоминал длинные стихотворения. Но вот звуки Андрей не всегда произносил чётко и внятно. Конечно же, своевременная консультация врача-логопеда позволила бы выявить проблемы и вовремя начать занятия, направленные на коррекцию речи. Но родители считали, что это пройдёт с возрастом. Между тем затруднения у мальчика вызывало и копирование элементов букв, цифр и узоров. А это говорит о недостаточной развитости зрительно-моторной координации и требует психологических занятий по развитию мелкой моторики рук.

   Результаты исследования таковы, что недостаточная сформированность речи - очень частый недостаток, встречающийся почти у 60 % первоклассников. Речь идёт не только о запинках и заикании, но также и о неправильном произнесении звуков, неумении выделять звуки в словах. Не стоит забывать и про небольшой словарный запас, неумение составлять рассказ по картинкам и вести диалог. Такие дети с трудом учатся бегло писать и читать.

   Как только вы заметите у вашего малыша хоть какие-то проблемы с речью, обязательно начните заниматься с логопедом. И помните: таким детям крайне не рекомендуются школы с углублённым изучением иностранного языка. К тому же, некоторые нарушения речи говорят о слабой нервной системе ребёнка. Обратите внимание, хорошо ли ребёнок спит, не терзают ли его страхи, излишняя раздражительность. Нет ли у него навязчивых движений, не грызёт ли он ногти.

Если есть несколько вышеперечисленных признаков, необходимо обратиться за консультацией к детскому врачу-психоневрологу.

Следовательно, мы можем говорить о том, что Андрей не был в полной мере готов к школе. Но важно понимать, что мальчик не готов именно к той школе, которую выбрала для него мама - с огромной языковой нагрузкой и завышенными общими требованиями. Отдать ребёнка в простую общеобразовательную школу в данном случае было бы предпочтительнее.

Ошибка № 2. «Домашние» дети.

   Ире уже исполнилось 6 лет. Это очень весёлая, общительная, любознательная девочка. Хорошо и правильно говорила, различала звуки, быстро запоминала стихотворения и даже читала простые тексты. Плюс ко всему имела все необходимые представления о математике и очень любила рисовать. На первый взгляд девочка была полностью готова к школьному обучению. Но было одно «НО»: из-за постоянной занятости родителей Иру растили бабушка и дедушка. В детский садик Ирина не ходила. В стремлении оградить девочку от любых проблем и дать ей самое лучшее, близкие Иру очень избаловали и превратили в капризного, не знающего слов «нельзя» и «надо» ребёнка. Сами того не желая, бабушка и дедушка способствовали эмоциональному недоразвитию внучки.

   К началу обучения в школе ребёнок должен быть хорошо эмоционально устойчив. Ведь школа - это не только уроки, а ещё и учителя и одноклассники. Между одноклассниками нередко вспыхивают конфликты, ссоры, да и взаимоотношения с учителями складываются не всегда гладко.

   Дети, которые избалованы чрезмерной опекой и любовью, тяжело переживают ссоры и обиды в школе. И после просто отказываются туда ходить. К тому же «домашние» дети часто абсолютно не приспособлены к бытовой жизни. Им стоит большого труда застегнуть пуговицы, зашнуровывать ботинки, быстро собрать свои вещи. Мелочи, но в результате ребёнок будет долго возиться на переменах, опаздывать на прогулки, не успевать поесть.

   Ещё в школе крайне важна способность к определённым волевым усилиям. Вместо «хочу - не хочу», ребёнок должен заставлять себя совершать те или иные действия, причём в течение определённого времени. Такие способности не приходят сами по себе. Воспитывать и развивать волю нужно до поступления в школу. Этому способствуют тематические игры, поручения и выполнение домашних обязанностей. И, конечно же, все основные качества эмоционально-волевого плана формируются в детском коллективе, в процессе совместной игры и учёбы.

Ошибка № 3. «Хорошая подготовка».

   Родители Дениса очень серьёзно подошли к воспитанию сына. В три года он пошёл на танцы и в бассейн. А в четыре - в школу раннего развития, где занимался чтением, математикой и иностранным языком. Вопрос, в какую школу пойдёт сын, даже не стоял. С шести лет Денис пошёл в начальную школу при гимназии и, как и ожидалось, стал приносить одни десятки. А вот во втором классе у Дениса появились проблемы: в школу - со слезами, из школы -уставший и разбитый.Жалобы учителя на невнимательность и неумение ответить на простой вопрос. И как следствие - снижение успеваемости. Что же произошло?

   Наиболее распространённая ошибка - это определение готовности ребёнка к школе, исходя из уровня общего развития. Благодаря телевидению, компьютерам современный ребёнок очень много знает об окружающем мире. К тому же с ними занимаются практически с пелёнок. Естественно, к пяти-шести годам накопленных навыков родителям кажется более чем достаточно. И зачастую именно этот критерий становится основополагающим при выборе школы. Как результат - дети попросту не готовы к более сложным заданиям и выполнять требования родителей и школы им становится не по силам. Поэтому, чтобы не возникло проблем, необходимо определить, сформированы ли на требуемом уровне такие мыслительные операции, как память и внимание.

Ошибка № 4. «И я хочу в школу».

   Ване 7 лет, а его брату Серёже - 6. Ваня в этом году идёт в школу. Уже куплен красивый портфель и школьная форма, подготовлены ручки, тетради и цветные карандаши. А тут и Серёжа постоянно примеряет портфель и показывает, что умеет рисовать не хуже Вани. Вот родители и подумали: а почему бы и нет? Разница между мальчиками в год. Пусть и идут вместе в школу, заодно не будут скучать и смогут помочь друг другу. К тому же многие идут в первый класс с шести лет.

   Непростительная ошибка отправлять ребёнка в школу, руководствуясь только его просьбами.Зачастую его «хочу в школу» означает охоту следовать лишь внешним атрибутам школьной жизни: носить красивый портфель и пенал, называться учеником, стать таким, как старший брат. В подобных ситуациях обязательно убедитесь, что ребёнок действительно предпочитает учёбу игре. Проведите эксперимент: читая интересную книгу, остановитесь на самом интересном моменте и спросите, чего ему хочется больше - читать дальше или пойти поиграть с игрушкой. Если он выберет игрушку, о школе говорить пока рано. Чтобы идти в первый класс, ребёнок должен предпочитать книгу игрушке.

   Если Ваш ребёнок не всё умеет, позанимайтесь с ним, не упустите время!